Заявка

Что такое тахограф и для чего необходимо его устанавливать?



Тахографы: время перемен

В последнее время все более активно обсуждается тема тахографов. Напомним, что в соответствии с Приказом № 36 контрольными устройствами с блоком СКЗИ должны быть оснащены транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3 — это грузовые ТС весом более 3,5 тонн и ТС, осуществляющие пассажирские перевозки на территории России.

С 1 апреля 2014 года вводятся штрафы за отсутствие тахографов для отдельных категорий ТС, в связи с чем ажиотаж вокруг этого вопроса только усиливается. Ситуацию усугубляет и то, что многие, кого установка тахографов коснется напрямую, еще не разбирались в этом вопросе или, видимо, недооценивают серьезность предстоящих нововведений. Разобраться в этом непростом вопросе поможет Анна Косова, генеральный директор Компании ЛАТ.

Анна, что такое тахограф и для чего необходимо его устанавливать?

Тахограф — контрольное устройство, устанавливаемое в автомобиль, предназначенное для регистрации режимов движения, труда и отдыха водителей. На сегодняшний день тахографы принципиально делятся на 2 категории. Первая включает контрольные устройства, которые эксплуатируются в Европе в соответствии с ЕСТР — Европейским соглашением о режиме труда и отдыха водителей. Именно они устанавливаются на ТС, выезжающие заграницу.Вторая категория включает тахографы с блоком СКЗИ, утвержденные Приказом № 36. Тахограф может быть оборудованGPRS-модулем, который, в свою очередь, позволяет осуществлять мониторинг движения ТС.

Как давно вы наблюдаете за темой тахографов?

Мы активно следим за ситуацией с тахографами с 2012 года. Во-первых, потому что наш парк автомобилей-эвакуаторов относится к категории N2, требующей установки контрольных устройств. Помимо этого,наши эвакуаторы периодически совершают транспортировки неисправных автомобилей из-за границы, где тахографы –это норма.Ив-третьих, потому что мы открыли собственный сервисный центр, осуществляющий установку, ремонт и обслуживание тахографов в Санкт-Петербурге, тем самым оказавшись в центре событий.

Разговоры вокруг тахографов в последнее время не утихают. А с чего все началось и в чем причины высокой активности в этой сфере сейчас? Какие нововведения приняты?

Как ни странно, установка тахографов — давняя история. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нужно пройтись по длительной цепочке нормативных документов.

Первый законодательный документ, в котором было предписание установки контрольных устройств, появился еще в 1995 году —Федеральный закон №196 «О безопасности дорожного движения». Статья 20 этого закона обязывала юридические лица и предпринимателей организовать работу водителей в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения. Положение п. 1 ст. 20 Закона №196-ФЗ подлежит применению с 1 января 2013.

Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 № 720 в соответствии с Законом № 184-ФЗ утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. В соответствии с ним транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению тахографами. Данное требование применяется уже с 23 января 2012 года.

Постановлением Правительства РФ № 1213 от 23 ноября 2012 года установлено, что требования к тахографам, категории и виды ТС, правила обслуживания и контроля контрольных устройств утверждаются Министерством транспорта РФ по согласованию с ФСБ РФ. И во исполнение этого постановления, Минтрас издал Приказ № 36 от 13 февраля 2013 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства». Именно в этом Приказе и появились тахографы с блоком СКЗИ, которые существенно усложнили жизнь как сервисных мастерских, так и предприятий, эксплуатирующих технику указанных категорий. Тем не менее, есть много пробелов в этих приказах и постановлениях.

Сейчас в Министерстве юстиции России на регистрации находится Приказ № 273«Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21 августа 2013. Несмотря на то, что на официальных сайтах есть несколько редакций этого Приказа (поэтому какой именно вариант сейчас находится в Министерстве юстиции —неизвестно), могу отметить, что в данном Приказе есть существенные поправки, влияющие непосредственно на деятельность Компании ЛАТ и других перевозчиков, а именно:

— отсрочка до 1 апреля 2015 года для транспортных средств категории N2 по установке тахографов с СКЗИ,

— принятие тахографов ЕСТР (для автомобилей, не выезжающих заграницу) до 1 января 2016 г.,

— четкая формулировка в отношении транспортных средств, имеющих карточки допуска для осуществления международных автомобильных перевозок грузов, пассажиров и установка на них тахографов в соответствии с требованиями ЕСТР.

Что из себя представляет блок СКЗИ? Для чего он нужен?

Это блок системы криптографической защиты информации, который выполняет несколько функций: например, позволяет настраивать и подключать данные о текущем времени, дате, местонахождении ТС. Но одним из принципиальных моментов является то, что СКЗИ обеспечивает сохранение информации в первоначальной форме, то есть записанные данные в дальнейшем невозможно будет изменить. Автопредприятие обязано хранить эти блоки и данные сроком 1 год.

С назначением тахографов и СКЗИ мы более-менее разобрались. Теперь хочется понять, когда и как начинают действовать штрафы?

Хочу повториться, что все зависит от текста Приказа №273, который находится на регистрации.Для разных категорий транспорта штрафы начинают действовать в разное время.

До 1 апреля 2014 года тахографами должны быть оснащены транспортные средства категорий N2, N3, используемые для перевозки опасных грузов, а также транспортные средства категории N3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для международных перевозок, автобусы категорий М2 и M3, используемые для перевозки пассажиров.

До 1 сентября 2014 года тахографами должны быть оснащены транспортные средства категории N3, используемые для перевозки грузов, не относящихся к опасным.

До 1 апреля 2015 года тахографы должны быть установлены на транспортных средствах категории N2, используемых для перевозки грузов,не относящихся к опасным.

Размеры штрафов за отсутствие тахографов составляют от 1000 руб. до 3000 руб. на физическое лицо и от 5000 до 10000 руб. на юридическое лицо. Данные наказания до 1 апреля 2014 года применяются только к ТС, осуществляющим международные автомобильные перевозки.

Тем не менее,Автодорожный надзор может наложить взыскание за отсутствие тахографа и сегодня. Повторю, что требование по установке тахографов действует уже давно.

Получается, что, в принципе, многим можно не торопиться с установкой тахографов, судя по тому, что для них штрафы вступают в силу только в 2015-м?

Нет. Требование к тахографам для транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов, действует с 2012 года. Сейчас речь идет об утвержденном Минтрансом перечне тахографов, которые применяются на территории России, и наличии в них блока СКЗИ.

Поэтому отсутствие тахографа на обозначенных категориях ТС — это нарушение. И нет смысла дожидаться крайних сроков или проверок Автодорожного надзора. Сейчас можно в спокойном режиме выбрать и установить тахограф, заказать карты водителей и автопредприятия; разобраться с тем, как вы будете считывать и хранить информацию с них. Отсрочка установки контрольных устройств приведет к тому, что наши мастерские, просто не смогут предоставить всем желающим нужный сервис и обеспечить всех желающих необходимым оборудованием.Ведь их в Санкт-Петербуре – аккредитованных Минтрансом – всего около 20. И далеко не все из них работают со сторонними заказчиками. Многие организованы для обслуживания своих собственных автопарков или производителей техники.

Тогда давайте повторим, в каких случаях транспортное средство может быть не оборудовано тахографом или оборудовано тахографом без СКЗИ?

Это ТС категории М2 и М3, которые осуществляют регулярные городские и пригородные перевозки в соответствии с «Правилами перевозок пассажиров и багажа», утвержденными Постановлением № 112 Правительства РФ.

Также установка тахографов с блоком СКЗИ не требуется для транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок. Они должны быть оснащены контрольными устройствами, соответствующими ЕСТР.

Теперь все стало более-менее понятно. Расскажите в нескольких словах о сервисном центре Компании ЛАТ, который осуществляет установку тахографов?

Наш сервисный центр аккредитован Минтрансом России и внесен в перечень допущенных мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (номер клейма RUS481 и РФ0266).

В своем штате мы имеем квалифицированных и опытных специалистов, необходимый инструмент и оборудование для работы с контрольными устройствами. Обладаем собственной грузовой ремонтной зоной, расположенной в центре города на ул. Мельничной, 21А. Если у вас возникли любые вопросы касательно тахографов – мы поможем вам в них разобраться. Пишите нам на почту taho-master@lat.ru или звоните по телефону (812) 578-01-21.