Заявка
Связаться с нами
812 578-01-27
Шиномонтаж
812 578-01-18
Легковой ремонт
812 578-01-02
Грузовой ремонт
812 578-01-21
Установка тахографов

Тахографы: чего стоит ожидать?



9 октября 2015 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством)», который предполагает комплекс мер по обеспечению безопасности дорожного движения и снижению смертности населения в результате ДТП.

Какие меры будут приниматься для усиления мер контроля безопасности дорожного движения и как это отразится на российских перевозчиках?

Во-первых, Проект Федерального закона предусматривает Уголовную ответственность за необеспечение установленного режима труда и отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Уголовным субъектом являются руководители организации, работодатели-физические лица, руководители филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организации. Наказание – от пяти до десяти лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей: - если это повлекло причинение тяжких последствий здоровью - лишение свободы на срок до пяти лет; - если это по неосторожности повлекло смерть человека - лишение свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового; - повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц - лишение свободы на срок от восьми до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Данная ответственность напрямую касается и наличия легитимного тахографа в составе автотранспортного средства, если это предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.

Если в результате ДТП, в котором были причинены тяжкие последствия здоровью человека или повлекшему смерть одного и более лиц, обнаружится факт отсутствия/ неисправного/неработающего/неправильно установленного или нелигитимного тахографа, это будет рассматриваться как «необеспечение установленного режима труда и отдыха работников» в рамках Уголовного кодекса Российской Федерации.

Здесь также стоит обратить внимание и на тот факт, что установкой тахографа занимается мастерская, а ответственность за неправильную установку, в данном случае - уже уголовная, ложится на перевозчика. Поэтому перевозчикам необходимо внимательно относиться к выбору мастерской, процедуре установки и калибровки тахографа, а также в Договоре на оказание услуг с мастерской предусматривать ответственность последней за соответствие выполняемых процедур всем требованиям законодательства.

Во-вторых, на ведение деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек и осуществляемой для собственных нужд или по заказу, предусмотрено распространение лицензирования. Таким образом осуществлять все без исключения пассажирские автоперевозки более восьми человек можно будет только лицензиатам. Эта мера предусмотрена законодателем для борьбы с так называемыми «серыми перевозчиками», количество аварий с их участием – подавляющее большинство.

Стоит пояснить, чем так опасны для дорожного движения «перевозки, осуществляемые для собственных нужд или по заказу». Прежде всего тем, что этот вид перевозок: а) не лицензируется; б) не контролируется с точки зрения безопасности пассажирских перевозок (отсутствие обязательного предрейсового осмотра автотранспортного средства и медицинского осмотра водителя). И, наконец, тем, что такие перевозки, как правило, являются не «для собственных нужд или по заказу», а регулярными. И пассажиры, садясь в автотранспортное средство, понятия не имеют о том, что за их безопасность и здоровье никто не отвечает. Перевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки более восьми человек в ночное время суток, а именно - с 22 часов вечера до 6 часов утра, помимо лицензии необходимо будет позаботиться о наличии тахографа в автомобиле, потому как Проект Федерального закона вводит запрет на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек в ночное время (с 22 часов до 6 часов), не оснащённым техническим средством контроля, обеспечивающим непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографом). Объясняется эта мера тем, что большинство аварий с участием пассажирского автотранспорта происходит именно в ночное время суток. Перевозчиков также ожидает повышение страховых тарифов, если в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности установлено наличие фактов несоблюдения режима труда и отдыха работников, а также фактов ненадлежащей организации эксплуатации транспортного средства и нарушения сроков его допустимой эксплуатации. Кроме того, Проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством)» предусматриваются изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с несоответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) в настоящее время предусматривает наложение административного штрафа на водителя автотранспортного средства или должностного лица в размере от 1 000 до 3 000 рублей (для водителя ТС) и от 5 000 до 10 000 рублей (для должностного лица).

Проект Федерального закона значительно увеличивает сумму административного штрафа и расширяет круг лиц, ответственных за управление автотранспортом без тахографа, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации:

  • для водителя-сотрудника или водителя-владельца ТС: от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для должностного лица: от 70 000 до 100 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей: от 70 000 до 100 000 рублей;
  • для юридических лиц: от 100 000 до 150 000 рублей.
  • Путин предложил ужесточить ответственность перевозчиков

    Обратить внимание следует на тот факт, что индивидуальные предприниматели и юридические лица тоже будут нести ответственность за отсутствие/нерабочее состояние/неправильную установку тахографа. Нарушение водителем установленного режима труда и отдыха также обойдется ему значительно дороже: вместо штрафа от 1 000 до 3 000 рублей, придется заплатить от 50 000 до 70 000 рублей. Административное наказание за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, распространится и на автомобильный транспорт. Должностные лица и индивидуальные предприниматели получат предупреждение или заплатят штраф в размере 20 000 рублей, для юридических лиц эта сумма составит 100 000 рублей. КоАП в статье 11.14.2 дополняется 5 частью, которая налагает административный штраф за выпуск на линию неисправного транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров, а также с нарушением правил экипировки транспортного средства:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей: 50 000 рублей;
  • на юридических лиц: 100 000 рублей.
  • КоАП в статье 11.23 дополняется 3 частью, налагающей на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей за необеспечение установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей. Таким образом, заставлять водителей перерабатывать, не учитывая в маршруте время для отдыха, установленное законодательством, а также снижать издержки за счет технического состояния и оснащения своих автотранспортных средств, работодателю будет крайне невыгодно.